Заказать этот тур

Эфиопия. Племена юго-запада

 

 

 

Эфиопия. Племена юго-запада


эфиопия


Западный берег  реки Омо  - одно из самых малоизученных мест Африки, где боялись хозяйничать колонизаторы, и не может  полностью контролировать свою власть местное правительство. На эти земли, раскинувшиеся в Эфиопии на границе с Южным Суданом и Кенией, так тяжело проникает цивилизация; и несколько десятков племен, населяющих долину, живут своей, только им понятной, аутентичной  жизнью. Они  не признают над собой никакой власти, не платят налоги, не хотят знать законов Эфиопии, но подчиняются своим традициям, которые установили сотни лет назад их предки.

 

 

День 1. Вылет из России.

 

 

День 2.
Прибытие в Аддис Абебу в 01:00. Трансфер в отель. Отдых. Перелет в Гамбеллу. Переезд  53 км из  Гамбеллы в Итанг. Вечернее знакомство с народом Нуер (Nuer people). Ночь в кемпинге.

эфиопия

Гамбела  — город на юго-западе Эфиопии,  у границы с Южным Суданом расположен в месте слияния реки Баро и её притока, реки Джаджаба, на высоте 514 м над уровнем моря. Недалеко от города находится национальный парк Гамбела.
В 17 км к югу от города действующий аэропорт Гамбела.
Расположенный на берегах медленно текущей шоколадно-коричневой реки Баро, город Гамбела совершенно удален от тех мест, которые так любят посещать обычные туристы.   Это один из самых экзотических и наименее посещаемых уголков Эфиопии.  Люди, которые живут в этом регионе, имеют более тесные культурные связи с соседним Южным Суданом, чем с Эфиопией.  Это , в первую очередь, этническая группа Нуэр, а также другие нилотские народы, пришедшие из Судана.  Коренным населением этих мест является этническая группа Ануак.  А всего в регионе Гамбела проживает более 45 разных племён.
Город "обнимает" река Баро с гигантскими деревьями на берегах.




День 3. Целый день в племени Нуэр. По возможности, наблюдение за скарификацией - шрамированием мальчиков. Ночь в кемпинге.

эфиопия

Нуэр (или аббинар)
— одна из крупнейших этнических групп  Восточной Африки, входящая  в группу нилотов. Нуэр проживают в Южном Судане и на западе
Эфиопии, и имеют общую численность — около 1,7 млн. человек.
Президент Южного Судана принадлежит к племени нуэр.  Народ Нуэр верит в бога плодородия - Денг, бога созидания - Киир,  бога священного копья или охоты – Виу.  
Это кочевники - скотоводы, всегда отличающиеся воинственным характером. В начале ХХ-го века люди Нуэр  успешно противостояли колонизаторам, а  сейчас они беспощадно воюют с суданским племенем  динка, оттачивая  военное искусство в гражданской войне с соседями.

Почти все люди племени Нуэр имеют на лбу шрамы в виде ровных горизонтальных полос. Когда мальчики Нуэр  достигают зрелости, над ними совершается обряд инициации. Частью этого обряда является скарификация - обычай наносить на лицо подростка глубокие надрезы острой бритвой, чтобы шрамы были видны всю жизнь. Раньше считалось, что мальчик становится мужчиной в возрасте 15-18 лет, а сегодня из-за бесконечных военных конфликтов  инициация мальчиков проходит в возрасте 12 лет. Подобной процедуре
подвергаются и многие девочки на территории Эфиопии, а в Судане практикуют еще более жуткую процедуру – женское обрезание. 
Как и в других скотоводческих племенах, цена жены измеряется головами скота. Жених выплачивает семье невесты калым в виде 40 голов скота. Если родители невесты согласны, жених забирает ее в свое поселение.  Девочка  - как  банк: удачное замужество  может изменить социальный статус целой семьи. Семья считается полноценной  после выплаты женихом калыма, и после рождения ребенка.
В каждой деревне около 30 круглых домиков тукул с конической крышей - из глины, навоза и соломы. Подобно кенийскому и танзанийскому народу Масаи, Нуэр любят молоко с кровью и лепешки из проса.
Стада пасут всегда мужчины, а главное в скотоводстве в жаркой Африке -напоить животных; для этого мужчины и мальчики роют колодцы глубиной до 10 метров. Женщины и дети доят коров и поят скот  3 раза в сутки из корыт, которые мужчины наполняют водой из колодца. С началом дождей в конце мая у Нуэр начинаются земледельческие работы, когда  мужчины обрабатывают почву, а женщины сажают просо.

эфиопия

День 4. Посещение племени  Ануак  (Agnuak people)  в окрестностях  города Гамбелла. Ночь в кемпинге.


Ануак  — нилотский народ в Эфиопии, живущий в районе Гамбелы на правом берегу реки Акобо и  реки Гило в Эфиопии  и в Южном Судане, общей численностью  98 тысяч человек. Ануак населяют территорию Верхнего Нила уже более 100 лет и считают эту землю родовой. Данный народ существенно отличается от остального населения Эфиопии в историческом, этническом, культурном и религиозном плане.
Внешне они имеют очень черную кожу, как и другое население низин Гамбелы. В связи с этим они сталкиваются с расовой дискриминацией  со стороны правительства и имеют  ограниченный доступ к образованию и здравоохранению.
Для  людей Ануак характерны культ предков, сил природы, духов, что выражается в создании тотемов. Особенно популярен культ верховного божества и божества плодородия Джуок в виде быка, посылающего дождь.
В среде Ануак много мифов о смерти, и о специальных знаках, предупреждающих о её возможном приближении.

Деревни племени Ануак имеют линейную планировку и выстроены в ряд вдоль рек поселениями, насчитывающими по  500 человек.  Во главе каждой общины стоит вождь, который является её своеобразным символом и олицетворением уникальности и единства каждого объединения. Власть главы наследственная , нового вождя выбирают  из числа мужского населения  только в случае смерти нынешнего вождя. С этого момента для нового правителя начинается срок пребывания в должности "фаворита деревни", к которому переходят и власть, и владения землями.
Представители народа Ануак носят набедренные повязки, передники из кожи, тканей или растительных волокон.



эфиопия

День 5. Первая половина дня в племени Ануак. Возвращение в Гамбелу. Прогулка по реке Баро. Ночевка в отеле Baro Hotel.


Баро — река на юго-западе Эфиопии, по которой проходит часть границы  Южного Судана. Река берёт начало из источников в Эфиопском нагорье, течёт в западном направлении 306 км и впадает в Белый Нил.




День 6. Отправление в Мизан Тефери. На проезде - осмотр самой большой в Эфиопии кофейной плантации. Посещение народа Дизи ( Dizi  people) и Ямма. Ночь в Мезан Тефери в отеле Salayish.


Дизи (также известные  как Mаджи) - этническая группа, живущая в юго- западной Эфиопии в горной местности. Люди Дизи являются одним из коренных племен в Эфиопии. Они всегда занимали эту землю и ниоткуда не пришли. Ближайшие соседи Дизи - это люди Мейна на севере, и Сурма на юге и западе.  
Дизи всегда являлись очень классовым структурированным обществом. Традиционные
вожди поддерживали порядок до того, как нынешние структуры эфиопского правительства пришли в этот район. В обществе дизи есть дворяне, свободные люди, рабы (zaku), ремесленники и охотники. Задачи вождей очень церемониальны: они проводят ритуалы,  контролирующие  осадки, изобилие урожая и здоровье людей племени.  
При просмотре горной территории Дизи сегодня поразительной особенностью является множество террас. Они были построены в те времена, когда население Дизи было достаточно велико. До их вынужденного включения в Эфиопскую империю в 1890-х годах, Дизи насчитывалось до 100 000 человек, а сейчас в 5 раз меньше.

Ямма, Ем или Джанджэро (Yem or Janjero) - народ группы кушитов в междуречье рек Гибе и Омо в Юго-Западной Эфиопии. Часть народа была переселена в западные районы города Джиммы, где они образуют обычно обособленные поселения. Численность — несколько тысяч человек.
Народ Ямма также называют Джанджеро, но сами Ямма не очень любят когда их так называют, так как слово Джанджеро созвучно с амхарикским словом «zinjero» , что переводится как «обезьяна».
Традиционным верованием для Ямма является тотемизм, вера в высшее существо в образе крокодила, которому в прошлом на берегу реки Гибе ежемесячно приносили человеческие жертвы.
Характерная одежда для Ямма - это плащ-шамма. В холодную погоду поверх шаммы одевают бурнусы, сваленные из чёрной шерсти. Жилище общеэфиопского типа — круглая хижина, называемая тукуль-коническая крыша, покрытая толстым слоем высушенной травы или соломы. Обстановка в доме довольна простая, а внутри обязательно  находится открытый очаг.


День 7. Прибытие на земли народа Сурма (Surma people). Посещение деревень народа Сурма около  Тулгита и Кибиша. Ночь в кэмпиге

эфиопия

Кибиш - красочная деревня в долине реки Омо среди  лесных холмов,  захватывающее место, в котором обитают поразительные люди племени Сурма.
Ещё Кибиш знаменит археологическими находками  Омо-Кибиш, известными как Омо I (древнейший представитель Homo sapiens) и Омо II (Homo helmei).   Эти кости возрастом 195 000 лет, являются самыми древними из известных науке скелетных остатков людей современного типа.   Они жили раньше пресловутых  Евы и  Адама, а значит могут являться прямыми предками всех живущих ныне людей.

Древнейшие  люди жили в природных условиях, мало отличающихся от нынешних;  В формации Кибиш найдены многочисленные скелетные остатки млекопитающих, птиц и рыб.  И среди них практически нет вымерших видов: все эти животные и сегодня обитают в Восточной Африке. Природная среда в этом районе 200 тыс. лет назад была в целом примерно такой же, как сейчас, только климат был более влажным.

Омо — река на юге Эфиопии длиной около 760 км, берущая начало в центральной части Эфиопского нагорья,  она течёт  на юг и  впадает в озеро Рудольф.



День 8. Целый день в племени Сурма. Церемония донга. Ночь в кемпинге в Кибиш


Сурма (или сури) — одно из самых интересных  африканских племен - живут в междуречье Омо, Баро и Белого Нила, в юго - западной части страны. Из-за сложного рельефа, тяжелого климата и полного отсутствия дорог, связи и прочей современной инфраструктуры эти места не контролируются центральным правительством Эфиопии и  редко посещаются исследователями и туристами. Сюда трудно добраться  даже на мощном внедорожнике, преодолевая   топкую кашу   рыхлой почвы , и уж тем более взобраться по почти отвесным склонам  на  горные плато, где живут сурма.
Предполагается, что  Сури, а также родственные им Мурси и Me'en, имеют  общюю численность около  187 тысяч человек. Все три группы говорят на языках, относящихся к  нилосахарской языковой семье.

Следует отметить мужество женщин племени племен Мурси и Сурма. Перед замужеством в 15-18 летнем возрасте девушкам наконечником стрелы или ножа прокалывают нижнюю губу и вставляют в нее палочку. Постепенно дырка в губе расширяется и в нее вставляется глиняный или деревянный диск. Некоторые девушки, чтобы украшение лучше держалось, выдирают четыре нижних зуба. Считается, что традиция вставлять диски появилась сотни лет назад, когда массово вывозили африканцев в качестве рабов. Тогда туземцы обезображивали свой внешний облик дабы стать некондиционным "живым товаром". Сегодня эта традиция имеет  социальное значение:  Чем больше диаметр диска, тем большим авторитетом женщина  обладает и пользуется спросом среди представителей противоположного пола. От размера диска прямо зависит размер выкупа за невесту. Самые большие диски - 16 сантиметров, за это надо дать  целое стадо в размере 50-60 коров. Диски не носятся все время. Их снимают во время сна и приема пищи, но  на людях эфиопияих носят постоянно.
От предков народу Сурма досталась жестокая ритуальная традиция - Донга или Сагенай - борьба с палками. Это способ для воинов найти подруг,  и это  способ разрешения конфликтов. В настоящей Донга участвуют  сотни воинов. За день до боя мужчины должны очистить себя, выпивая специальный напиток, называемый докай,  который сделан из коры специального дерева, смешанного с водой. После этого  они не едят сутки до следующего утра. Для того, чтобы участвовать в Донга, воины  преодолевают, порой десятки километров, пересекая долины и реки, по пути омываясь водой затем, украшая свои тела для борьбы. Рисунки на  лицах и телах воина, а также амулеты - украшение призваны показать  красоту и мужественность, привлечь внимание женщин и выставить защиту от соперников. Фаллическая форма, заканчивающаяся палочками, способствует этой мужественной демонстрации. Бойцы прибывают на поле Донга вместе, неся самого сильного человека с песнями и танцами. Некоторые бойцы носят головные уборы из цветной кожи, иногда с перьями, а также защищают  колени и локти плетёными ветками. Но большинство из них не используют никакой защиты.

Участвуя в жестоких и кровавых боях не для слабонервных, мужчины сурма могут убить соперника.
Семьи тех парней, которые погибли во время боя, получают «компенсацию» ущерба, которая, как правило, состоит из 20 коров или девушки из семьи своего соперника. Те, кто побеждает в бою, однако, считаются героями и могут забрать самых красивых девушек, а также они получают признание и уважение других членов племени.



День 8. Посещение других деревень племени Сурма. Ночь в кэмпинге в Кибиш.



День 9. Переезд в Джимму. На проезде  - посещение народа Менит. Пересечение реки Акобо. Посещение народа Каффичо, Бэнч и Оромо. Самая большая чайная плантация в Эфиопии. Прибытие и ночь в Джимма в Boni Hotel


Джимма — крупнейший город юго-западной части Эфиопии в регионе Оромия. Находится в 250 км. к юго-западу от Аддис-Абебы, на высоте 2085 м над уровнем моря. Через город протекает река Ауэту.
Ещё сто лет назад Джимма (под названием Хирмата) была крупным торговым центром, пригородом столицы государства Оромо — города Джирен.  Город находился на пересечении торговых путей, и, как утверждают источники
    - был «самым большим рынком во всей юго-западной Эфиопии. В хороший день в сухой сезон он привлекал до тридцати тысяч человек».   В конце XIX века в 7 километрах от города королём Абба-Джифаром I был построен королевский дворец. В 1932 году, после смерти Абба Джифара II, королевство Джимма было упразднено и его территория напрямую подчинена Эфиопии. В конце 1930-х город Джимма был перестроен и расширен под властью итальянских колонизаторов. Город стал одним из центров исламской культуры в Эфиопии,
Достопримечательности города — Дворец Абба Джифара, музей, университет, рынки, аэропорт.эфиопия

Менит – еще один нилотский народ, проживающий вблизи реки Омо у границы с Суданом.  Представители данного народа проживают в городах Тум(Tum) и Джему(Jemu) по соседству с народом Дизи, с которым они поддерживают близкие дружеские отношения.
В основном, поселенья Менитов сосредоточены в районе рынка города Тум. Представители данного народа занимаются земледелием и гончарным ремеслом. Большое количество изделий из глины они транспортируют на рынок города Маджи (Maji), где их покупателями обычно являются представители народа Дизи.
У женщин племени Менит принято украшать лицо татуировками (отметками), а мужчин данного народа можно часто заметить прогуливающимися с деревянной палкой фаллической формы.

Каффичо
- небольшая  этническая группа в Эфиопии, живущая на юге страны и  в регионе Кафа, который дал название этой  племенной группе. Предположительно , что кофе впервые был культивирован именно в этой местности , а мир узнал о "божественном напитке" от эфиопских народов.  Народ Каффичо пришел на эфиопские земли с берегов Нила, он имеет свой  древний традиционный язык Каф или Kaffinono, на котором до сих пор говорит  большая часть населения.  В старые времена это племя входило в могущественное
Королевство народа Каффа, которое  было создано в 1390 году на землях центрально- восточной Эфиопии, и существовало до 1897 года , пока оно не было насильственно захвачено эфиопской империей. Известно, что за время существования Королевства Каффа никто не мог  приблизиться к его границам,  под знаком смертной казни.  Этот народ всегда держал в тайне  свою жизнь, предания, обычаи. В то время как экономика богатого Королевства Каффа базировалась  на экспорте золота и рабов, современные люди  Каффичо занимаются выращиванием  проса и овощей. Сегодня людей Каффичо в Эфиопии всего 1%. Много об этом народе и  Королевстве  Каффа писал русский ученый, исследователь
Эфиопии, Антоний Булатович. Он был  первым европейцем, который в 90 х годах 19 века пересёк из конца в конец Каффу.

Бэнч - этническая группа численностью около 130000 человек, проживающая на территории Эфиопии примерно в 600км на юг от Аддис Абебы.
По большей части народ Бэнч занимается фермерским хозяйством, выращивают бананы, манго, кофе. Все занимаемые ими территории заняты плантациями. Кукуруза и сорго составляют основу их рациона.
Бэнч проживают в хижинах, сделанных из дерева и земли, смешанной с коровьим навозом, а крыши покрыты травой. Кроме того, многие дома разукрашены узорами в натуральных тонах. Внутри их жилища разделены на две части: одна половина предназначается для самой семьи, а вторая -для домашнего скота. Очень редко можно встретить деревни народа Бэнч, так как представители данного народа предпочитают жить изолированно или же совсем небольшими поселеньями.

Оромо
- самая большая этническая группа  на территории Эфиопии, живущая также в северной Кении и Сомали. Если верить интернету,  число людей Оромо превышает 35 миллионов только в Эфиопии.
Люди Оромо говорят  на языке Оромо, который имеет  кушитские корни и 74 диалекта.
Люди Оромо разработали в 16 веке лунно-солнечный календарь.  Этот календарь утончен и подобен календарям  китайцев, индусов и майя. Новый год народа Оромо, согласно этому календарю, приходится на октябрьский месяц. Интересно то, что в   календаре нет недель, но есть имя для каждого дня месяца.

Люди Оромо придерживаются  своей традиционной религии  и используют  систему управления  гадаа.  Вождь, избранный системой гадаа, остается у власти  в течение 8 лет.  
Календарь  привязан к традиционной религии орома, и используется для планирования гадаа системы выборов и передачи власти.
Жизнь этого народа жестко структурирована по кастовой системе. Самые высокие  иерархические  слои - это дворяне, называемые  Бораной, ниже них  Габабо. Далее  презираемые касты ремесленников.

Касты имеют чётко обозначенное имя: например, Тумту - кузнецы, Фуга - гончары, Факи - кожевники, Семмано - ткачи, Гагурту - хранители пчел и медовики, Ватта - охотниками. Рабы - самый низший слой  общества Оромо.

эфиопияОколо 95% - это поселившиеся земледельцы и кочевые скотоводы, практикующие архаичные методы ведения сельского хозяйства. Сегодня Оромос сосредоточен в регионе Оромия в центральной части Эфиопии, который является самым крупным регионом в стране.

День 10. Переезд в Аддис Абебу. Трансфер в отель Sheraton Addis



День 11. Свободный день в Аддис Абебе. Ужин в одном из лучших ресторанов города с традиционными блюдами и народными танцами. Трансфер в аэропорт. Прибытие на Родину.

 

 

 

 




Стоимость тура:

В стоимость входит:
-Встреча в аэропорту
-Проживание по всему маршруту
-Питание 3 раза в день и традиционные безалкогольные напитки при посещении племен
-Трансфер по всему маршруту на комфортабельных полноприводных машинах, включая страховку, оплату бензина и работу водителя
-услуги русскоговорящего гида
-Оборудование для кэмпинга
-Госналог


Дополнительно оплачивается:
- Международный перелет в Аддис Абебу
-Внутренний перелет
-Виза
-Алкогольные напитки
-Сборы за фото-видеосъемку
-Дополнительные перекусы
-Чаевые и персональные расходы
-Всё, что не указано выше